Возникновение и развитие астрономии.

Астрономия – одна из самых древних наук. Она возникла на заре человечества, так как необходима была для ориентирования на местности: в пустыне, на море, в лесах. Ориентировались древние с помощью звезд, тогда не было еще никаких приборов. С помощью наблюдений звездного неба, изучая закономерности движения светил, человек создал первый календарь, то есть научился измерять время.Накопив знания древние ученые пытались построить стройную картину мира, однако их мир в это время был узок. Им казалось, что Земля находится в центре мироздания, а все звезды, в том числе и Солнце, вращаются вокруг нее. Это была геоцентрическая картина мира по Птолемею (2 век нашей эры).
Человек обожествлял силы природы, слагая легенды о героях, сражавшихся с чудовищами, и называя созвездия именами этих героев. Таким образом появилось разделение неба на участки – созвездия, которое сохранилось до наших дней.
Геоцентрическая система неверно отражала строение Вселенной. В результате многовековой борьбы против реакционного мировоззрения, поддержанного церковью, человек добился истинной картины мира.
Астрономы выяснили, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, что диаметр Солнца больше земного в 109 раз. Кроме Земли еще 8 планет вращаются вокруг Солнца. Выяснилось также, что огромное раскаленное Солнце сравнительно небольшая звезда, некоторые звезды превосходят Солнце по объему в миллионы и миллиарды раз. Но звезд-карликов намного больше. Некоторые из них по объему меньше Солнца в миллионы раз, а содержат столько же вещества, сколько и наше светило.
Человек не мог также не заметить светящуюся полосу Млечного пути. Оказалось Млечный путь – это наша Галактика в которую входят миллиарды звезд, в том числе и наша звезда – Солнце.
Также с помощью наблюдений за звездным небом астрономы выяснили, что слабо светящиеся туманные пятна – это в основном другие галактики, находящиеся от нашей на расстоянии сотен тысяч и миллионов световых лет. В доступной наблюдениям части Вселенной находятся сотни миллионов галактик.
Все эти знания добыты наблюдениями многих поколений астрономов, но теории, разработанные учеными-астрономами не могли быть проверены опытом, так как астрономия оставалась. в отличие от других наук, наблюдательной.
4 октября 1957 года началось активное проникновение человека в космос. В этот день впервые человек преодолел земное притяжение и вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого события начинает отчет эпоха межпланетных перелетов. Астрономия становится экспериментальной наукой.
С тех пор произошло много знаменательных событий: полет первого космонавта Юрия Гагарина, первый выход в открытый космос Алексея Леонова, полет на Луну Армстронга и Олдрина, изучение автоматами Луны, Марса и Венеры, создание орбитальных станций с меняющимся экипажем.
Но наземная наблюдательная астрномия не потеряла своего значения. Такая область как астрометрия – изучение точных положений небесных тел, а также небесная механика – о движении небесных тел всегда будут востребованы. Для многих наблюдений и исследований в астрономии не нужны дорогие и мощные приборы. Многие важные открытия сделаны астрономами-любителями. Например, чтобы открыть вспыхнувшую Новую (звезду), достаточно очень хорошо знать звездное небо и систематически его осматривать.